Вероятно, именно так думали в Electronic Arts, когда составляли расписание на осень-зиму 2010 года. Менеджеры компании просто не могли сидеть и смотреть на то, как Activision подминает рынок под себя. Джаггернауту Call of Duty нужно было поставить палки в колеса, а лучше – кинуть под гипотетические гусеницы несколько противотанковых мин. И таких нашлось аж две. Первой оказалась скороспелая Medal of Honor. Игру выпустили за месяц до появления Call of Duty: Black Ops и, как все мы знаем, мина оказалась, скорее, плохой.
Black Ops ворвался на рынок, прошуршал по кошелькам, взорвался в хит-парадах. Собрал по миру один миллиард долларов в виде дохода от продаж. Интерес к нему плавно пошел на спад. И вот – настало время для второй атаки Electronic Arts.
Vietnam – это большая добавка к весенней Battlefield: Bad Company 2. Дополнение не связано с основной игрой ни героями, ни сюжетно. Проще всего описать ее как мультиплеерный мод. Однопользовательской части нет – только сетевая. Современный конфликт русских с американцами в Аляске и Южной Америке из оригинала тут забыт напрочь, его заменили бои в джунглях периода вьетнамской войны. Одна команда, в ряды которой политкорректно ввели негра, изображает армию США. Вторая, ее легко отличить по пижамам – армию северного Вьетнама.
Вместе с ними в дополнение поместились четыре мультиплеерных карты (пятую откроют чуть позже), новое оружие (в том числе и шикарный огнемет), соответствующую периоду военную технику и некоторые условности, связанные с тем, что мы теперь в 60-х. Например, у снайпера забрали датчики движения. Взамен, однако, ему разрешили носить одновременно взрывчатку и бинокль для наведения артиллерии.
С первого взгляда заметно, что Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam тщательно продуман и почти так же сделан. Внимание к деталям можно ставить в пример. Игра быстро покоряет десятками умных осмысленных завитушек. Скажем, у вьетконговцев нет ни одного джипа и они колесят по грунтовке на смешных трехколесных автомобильчиках. В фильмах про мирную Азию на таких обычно развозят редис.
Неамериканская часть арсенала составлена из советского оружия: от ППШ до СВД. Все – проржавевшее, грязное, в тряпках. В машинах и вертолетах работает радио (совсем как в GTA), которое слышно снаружи. В эфире передают два часа старательно подобранной музыки и можно крошить вьетнамцев с вертушек под вагнеровский «Полет валькирий». Ну или, если вы посчитаете отсылку к «Апокалипсису сегодня» слишком банальной, – под Surfin' Bird. Вдобавок DICE основательно изменила визуальный ряд игры. Картинка «выкрашена» в грязную палитру лучших кинематографических шедевров про Вьетнам. Очень атмосферно.
Но… Как обычно, есть эти «но».
Одновременно с упомянутыми изменениями DICE перекроила и игровой баланс. Причины такого решения назвать затруднительно. Может быть, все дело в том, что разработчики хотели упростить проект с оглядкой на геймеров-новичков. Может быть, студия просто ставит эксперименты перед выходом неминуемой Battlefield 3. Так или иначе, геймплей в Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam стал совершенно другим.
Возьмем, к примеру, карты. По сравнению с локациями Battlefield: Bad Company 2 они очень открытые. Вьетнам выглядит не как лабиринт джунглей, а как набор воздушных террас, покатых склонов и полей. Мест, чтобы спрятаться, немного – настоящий кошмар агорафоба. Большая часть смертей «прилетает» в спины и головы игроков издалека, с гигантских – по меркам игры – расстояний. При этом же, DICE сильно упростила баллистику. Пули в полете не клюют вниз и достигают цели почти моментально.
Вроде бы, после таких правок самыми популярными в игре должны были стать снайперы. Но на деле получилось так, что за них почти никто не играет. Студия предусмотрительно протянула руку помощи другим классам и, чтобы снайперы не вминали в грунт всех остальных, оружие солдат, медиков и инженеров стреляет практически с точностью снайперских винтовок.
Решение в духе Марии-Антуанетты: «У бедных нет хлеба? Так пусть едят пирожные». Мария-Антуанетта, если помните, по итогам карьеры лишилась головы. Если бы я был кровожадным французом, то обязательно послал бы в DICE пропитанный ядом учебник физики.
Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam не знакомо понятие разброса при стрельбе – из автомата Калашникова или M16 легко снять крошечную фигурку на горизонте. Еще хуже, когда игроки скашивают друг друга на дальних дистанциях, пользуясь ППШ и крохотными «Узи». Да, наверное, разработчики не хотели, чтобы снайперов было чересчур много. В итоге, в кустах по краям карты теперь могут прятаться все.
Все эти изменения баланса сильно напоминают Medal of Honor. Ее многопользовательская часть тоже была сделана в DICE, и точно так же игнорировала законы баллистики. Vietnam, правда, чуть лучше, но все раздражает.
Убивать тут слишком легко. Неосторожно выставленная голова моментально отправляется на респаун с парой дырок в висках и затылке. В большинстве случаев вы не то что не успеваете спрятаться за угол – доли секунды не хватает, чтобы банально заметить врага. Игра-парадокс. Кажется, что DICE хотела сделать ее проще, но в итоге все получилось наоборот – намного сложнее.
Стоит, однако, заметить, что Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam получила ряд хороших рецензий на Западе. Скорее всего, потому, что в сравнении с главным конкурентом – DLC для серии Call of Duty – Vietnam выглядит просто шикарно. За те же 15 долларов Activision Blizzard продает на Steam жалкие наборы по пять карт. А тут, считайте, полноценный мод – с новым оружием, техникой и саундтреком из культовых мелодий 60-х годов. Однако, в наших реалиях соотношение цены и количества контента не играет большой роли. У Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam, разумеется, есть атмосфера и отличный звук, но нет интересного баланса. А без него это дополнение – лишь плохая версия Battlefield: Bad Company 2.
Иное мнение
При первом знакомстве Battlefield: Bad Company 2 – Vietnam производит ну очень приятное впечатление. Другая картинка (гаммой, палитрой, настроением), новые карты, оружие (огнемет!), техника. В меню (да и в самой игре) звучат культовые мелодии 60-х. Вьетнамцы, как и положено, грязные, наглые и очень опасные. На каске американского солдата – традиционная пачка сигарет за ремешком. Не адд-он – а мечта.
Спустя примерно час на вашем лице окончательно застывает выражение полного недоумения. Новые карты вроде бы широкие – по крайней мере, выглядят таковыми. Но почему-то на них всегда находятся узкие места, где и идут постоянные стычки. Оружие стало слишком метким: убивают быстро на любой дистанции до противника. В итоге бойцы – что с вашей, что с вражеской стороны – предпочитают отсиживаться за редкими надежными укрытиями и пытаться закидать наступающих (вариант: обороняющихся) гранатами. Если это удается – следует стремительный рывок вперед и попытка закрепиться. Часто, конечно, попытки проваливаются и все снова возвращаются на исходные позиции и тянутся за гранатами. Обидно это признавать, но экспериментируя с геймплеем, EA DICE напрочь сломала здорово настроенную механику мультиплеера Battlefield: Bad Company 2. Дополнение Vietnam на свою «прародительницу» совсем не похожа – и в данном случае это большой минус. Игра порой совершенно хаотична, но чаще – просто нудна из-за пресловутых кемперских посиделок. В матчах не чувствуется продвижения вперед, а наблюдается только какое-то бессмысленное броуновское движение. Участвовать в нем совершенно не хочется.